Как малы мы в этом огромном мире! Но как велика наша тень! Как всемогуща она! Как властно правит нами, пока мы не сумеем повернуться к ней лицом и разглядеть в ней то отвратительное или прекрасное, что так сильно раздражает или радует нас в нашем окружении. Именно в ближних наших, как в зеркале, мы видим свои достоинства и проблемы и в них, в ближних, любим или ненавидим.
Но и разглядывая свою тень, как мало мы видим, как беспомощны перед своими страданиями, даже если видим и осознаем импринты, впечатления, ставшие причиной наших последующих мук. Миллионы наших предков живут в нашем подсознании, и «их пепел стучит в наши сердца».
Попробуйте сосчитать их, ваших предков, и в какой-то момент вы остановитесь, пораженные их бесконечным множеством. Нам виден только малый краешек верхушки этого огромного айсберга, плывущего из глубин веков. Мы похожи на самый верхний кусочек коралла, растущего из толщи океанской воды.
Возьмем период в полторы тысячи лет. Предположим, что на 100 лет приходится 4 поколения, если каждое следующее поколение рождалось один раз в двадцать пять лет. У каждого ребенка, естественно, было двое родителей. Вычисления просты: каждое последующее число умножаем на 2. Можете проверить: если за сто лет у нас всего 8 предков, то за полторы тысячи – 266 760 269 898 842 880. Вот такие получились числа. И эти числа впечатляют.
Если вы видели фильм «Мастер и Маргарита» или читали роман Михаила Булгакова, то вспомните бал у Воланда. Все, кто был на балу, не предки ли они Маргариты, включая и Фриду, над которой сжалилась Королева бала. Кем и какими были наши предки? Умели ли они любить и прощать или ненавидели и проклинали гонителей и обидчиков своих? Кому завидовали, на кого гневались, кого предавали или спасали от преследований… На три-четыре поколения, пожалуй, мы еще сможем составить генограмму по Боуэну. Что было там? Какие тайны скрыты в наших космограммах, что зашифровано в генах? А ведь эта генетическая память живет в нас и проявляется в конкретных встречах и событиях.
Если собрать группу людей, то можно провести расстановку по Хеллингеру и восстановить поток любви в роду. И удивляешься порой, работая с проблемами рода, как тонко чувствуют «заместители предков», что происходило там, 50 или 100 лет назад. При желании, через заместителей можно и «поговорить» с предками, «спросить о чем-то» и даже – «помочь» им простить друг друга! В своей практике автору не раз приходилось сталкиваться с необходимостью работы по прощению предков. Результаты удивляют! Неожиданно находились
дальние родственники, восстанавливались отношения между ветвями рода. Менялась жизнь у того, кто хотел ее изменить, изменив себя. От консультации к консультации накапливался опыт психотерапевтической работы, и часто эффект приносил радость и удовлетворение. Практически всегда открывалось что-то новое, непознанное. Приходилось вновь учиться, искать… Тяжелее всего были минуты, когда не было возможности помочь человеку, потому что он, этот человек, закрывался, не хотел меняться. И горько было от своего бессилия. Тогда спасало смирение. «Всё в воле Божьей, но не в нашей»… Значит – не время, или – не дано, или – в следующей жизни, если она возможна. Наступал новый день, и звонили другие, те, кому удалось помочь. Благодарили. Радовались и радовали.
Системная семейная терапия основывается на теории систем, разработанной изначально в биологии и кибернетике (В. Вернадский, К. Лоренц, Н. Винер и др.). В психологии системная теория была отражена, в частности, в работах Т. Лири, Г. Бейтсона, А. Кожибского, К. Витакера, А. Варги и сегодня приобретает всё большую популярность. Системный подход в работе психотерапевта позволяет рассматривать семью не как сумму отдельных ее членов, а как живой организм, в котором важную роль играют не столько отдельные составляющие этого организма, сколько взаимодействие этих составляющих во всех его проявлениях.
Чаще всего семья обращается за помощью в тех случаях, когда заболевают или плохо ведут себя дети. И запрос озвучивается конкретно: «помогите ребенку выздороветь или исправить его поведение». В таких случаях психолог сталкивается с трудностями в работе, так как семья, «отдавая» своего ребенка в работу, сама старается устраниться от нее. Часто это желание устраниться объясняется тем, что симптом болезни или «плохого» поведения выполняет важную функцию, обеспечивающую возможность сохранения семьи в ее прежнем виде. Семья словно застревает в своем развитии, не может перейти в следующую стадию своего жизненного цикла или не в состоянии самостоятельно разрешить накопившиеся проблемы во взаимоотношениях, и тогда ребенок начинает «спасать» семью, выполняя подсознательное или сознательное желание кого-то из взрослых. Проявление симптомов начинает беспокоить родителей, они объединяются в желании помочь ребенку, и вот – цель достигнута – семья становится цельным организмом. Но за достижение этой цели приходится платить слишком дорого – здоровьем или криминальным поведением детей.
Удивительно, что даже при осознании глубины проблемы у родителей редко возникает желание работать над собой, менять свое поведение, свои собственные формы взаимоотношений. Это нежелание изменений собственной личности может быть связано с проблемами их прародителей.
Иногда события повторяются в разных поколениях в одни и те же годы. В семье К. у мужа клиентки, которой исполнилось 28 лет (она в этот момент была беременна первым ребенком), появилась другая женщина. В процессе консультации выяснилось, что у ее матери в 28 лет была подобная семейная драма, а бабушку в 28 лет оставил муж. Это роковое число для женщин рода.
Другой пример. Семья Н. состоит из дочери и матери. Мать в разводе с отцом дочери. В анамнезе семьи – алкоголизм и немотивированная агрессия у мужчин рода и сильные женщины, спасающие мужчин и друг друга в сложных жизненных ситуациях. Дочь встречается с молодым человеком, периодически употребляющим алкоголь и агрессивным по отношению к ней. Мать «спасает» дочь от «плохого» мужчины и чувствует себя важной и нужной дочери. Дочь повторяет жизненный сценарий матери, демонстрируя ей свою любовь и признание.
Подобные повторения, или паттерны, есть в каждой семье. События прошлого мифологизируются и передаются из поколения в поколение, как переходящее знамя, до тех пор, пока не найдется мужественный человек, готовый освободить свой род от подобного «наследства». Однако поскольку «заболевание» присуще всей семье, для «излечения» необходима работа со всеми ее членами.